Шорт-лист в номинации «Художник года»

Формат мероприятия: Выставка

Место проведения: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Даты проведения: 16.12.2016 — 22.01.2017

Выставка «Шершавый маршрут» заставляет зрителя находиться в движении: во-первых, дойти до выставки, во-вторых, ходить по выставке, в-третьих, уйти с выставки. Следуя шершавым маршрутом, с одними экспонатами надо вступать в борьбу, другие, наоборот, лишь дразнят зрителя, уворачиваясь от его любопытных глаз и беспокойных рук.
Все произведения на выставке ведут себя самым наглым образом, переставая стесняться собственной хрупкости и отвергая желание войти в вечность в неизменном виде. Мы не хотим ничего хранить и оставлять после себя неблагодарным потомкам.
Пробираясь сквозь интерьеры этого безумного музея, внедрившегося в традиционный, миновав надувные картины, гигантскую ожившую колбасу и рой летающих тапок, зритель спускается глубже, в мрачный подвал красоты, где экспонаты настойчиво требуют, чтобы их не только разглядывали, но и проявляли заботу.


Свернуть


Формат мероприятия: Выставка

Место проведения: Музейно-выставочное объединение «Манеж», Москва

Даты проведения: 12.02.2016 — 17.03.2016

Через медиум видео, ассоциированный со скульптурой, обращаясь к типологии жилья термитов, художник интересуется его органичными формами — так же, как и существованием их мира. Он применяет принципы термитника к московской архитектуре.
Среди архитектурных и орнаментальных излишеств в эклектичном образе Москвы художник создает видеоскульптуры — «термитники», используя выборку современных зданий, строившихся в с 1930-х до наших дней. Художник пересматривает эстетический язык жилища: от помпезных академических орнаментов — к импровизированной юрте, устроенной между двумя стульями.
Поверхность баннера выступает в качестве медиума для переноса видео городских огней на «термитники». Тогда живописный пейзаж и временное убежище соседствуют друг с другом. Складкой ткани мы драпируем сооружение — то, что должно быть спрятано, — чтобы защитить (его или себя) от посторонних глаз или заморозков.
«Термитники-складки» — это также и «термитники-время», так как проекция дает изображение только одного ракурса здания в течение всего дня. Видео, документирующее изменения архитектуры, приводит к трансформации ее формы. Этажи здания появляются или исчезают в зависимости от освещения. Здесь видео привязано к архитектурной массе, и твердые складки «термитника» оживают под действием солнца и ветра. Изолированность «термитника» приводит к восприятию его как фрагмента мира во всех его вариациях.


Свернуть


Формат мероприятия: Выставка-интервенция

Место проведения: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Даты проведения: 09.12.2016 — 29.01.2017

Выставка Ирины Наховой «Взгляд» — это мягкое вторжение высоких технологий в пространство классического музея. Живопись сегодня — это грандиозный, отовсюду звучащий рассказ. Живопись неизменно переводится на другой язык, потому что мы не располагаем культурными средствами воспринять ее так, как она воспринималась в момент своего создания.
Ирина Нахова хочет нам вернуть этот взгляд. В жанровом отношении она избирает наиболее почтенные формы: иллюстрации мифологического и библейского сюжетов, парадный портрет, натюрморт, портрет психологический. Взгляд в ее работе не скользит, а прикасается — он словно ощупывает достоинства той или иной изображенной вещи, а вместе с этим в правах восстанавливается и другое время — время создания живописного изображения. Ведь это взгляд художника (или зрителя, ему сочувствующего) неспешно перемещается от одних деталей к другим, возвращается, петляет, и этот взгляд одинаково внимателен к целому (построению, композиции) и равнодушен к нему. Этот взгляд сосредоточен на сгущениях краски, на едва заметном переходе от самих красочных масс к образуемым с их помощью элементам фигуративного изображения. Восстановить этот медленный взгляд можно, только обратившись к современным техническим приспособлениям. Дело не в том, что мы испытываем особое доверие к экранным образам и технологиям, скорее, дело в том, что это и есть место живописи сегодня — если мы хотим ее актуализировать, то есть сделать частью нашего текущего опыта.


Свернуть


Формат мероприятия: Выставка

Место проведения: Выставочный зал Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал», Нижний Новгород

Даты проведения: 22.12.2016 — 26.02.2017

На выставке представлены работы художника последнего десятилетия, посвященные феномену памяти и художественным практикам преодоления психологической травмы; также автор актуализирует русский фольклор, преобразовывая его темы в современные инсталляции, мифологизирует повседневную жизнь, создает интерактивные ситуации, включая зрителей в процесс создания искусства. Новая форма выставки-спектакля состоялась в полной мере в декабре 2016 года в пространстве «Арсенала», Нижний Новгород.
Инсталляции художника стали полем театрального эксперимента. В них прошли более десяти раз спектакли «Вязаник» и «Мальчик и луна», основанные на авторских историях. Сами объекты, куклы и другие произведения на выставке становились театральным реквизитом, актеры вовлекали зрителей в перформанс, строились инсталляции, каждый раз во время представления создавались ситуации сопереживания и вживания в концепт художника.


Видео:


Свернуть


Формат мероприятия: Выставка

Место проведения: PecherskyGallery, Москва

Даты проведения: 26.10.2016 — 15.01.2017

Выставка «Хрупкие вещи» — часть проекта Евгения Антуфьева для Manifesta 11 — посвящена страсти Владимира Набокова к бабочкам.
Во время подготовки проекта художник остановился в гостиничном номере, ставшем домом для писателя на долгие годы.
Документация (тени спроецированные на стены) стала частью выставки, а орнаменты на гостиничной мебели послужили отправной точкой для создания работ из бронзы.
110 лет назад, в 1906 году, Владимир Набоков поймал свою первую бабочку. И это стало ключевым событием всей его жизни: «…я часто мечтал о долгой и восхитительной карьере безвестного куратора лепидоптерологии в знаменитом музее». С 1941 по 1948 год он работал в Музее сравнительной зоологии в Гарварде, где реорганизовал коллекцию бабочек и напечатал несколько научных статей. В молодости писатель мечтал об экспедициях за экзотическими бабочками, но у него не было средств. Когда появились деньги, на дальние путешествия уже не осталось ни сил, ни времени — ему еще многое нужно было написать. Из европейских стран для постоянного жительства Набоков выбирает Швейцарию, с ее доступными альпийскими лугами и бабочками. На вопрос, почему он живет именно в Швейцарии, Набоков неизменно отвечал, что главная причина — бабочки.


Свернуть