Шорт-лист в номинации «Новая генерация»

Формат мероприятия: Выставка

Место проведения: Площадка «СТАРТ» ЦСИ «ВИНЗАВОД»

Даты проведения: 20.10.2016 — 20.11.2016

Ульяна Подкорытова сооружает своеобразный храм в пространстве площадки «СТАРТ», в котором сам есть «культ»-объект авторского вымысла. Мифологизируя женскую косу, художница создает ироничный язык «косизма».
Гертруда Свирепая — это персонаж из серии живописных работ, представленных на выставке. Она является своеобразным заимствованием из творчества ОБЭРИУтов, гибридом Макара Свирепого, альтер эго Николая Олейникова и героем труда (сокращенно — гертруда). Гротеск, абсурд и алогизм прослеживаются в работах Ульяны: ее герои попадают в самые странные ситуации, сюжеты для которых художница берет из трэшовыхновостей в духе «Экспресс-газеты» или «Лайф».
Впервые образ косы возник в творчестве художницы в видеоработе «Двоеверие» (2016). Видео «Ловушка» повествует о косе как о навязчивом образе.
Куратор проекта «СТАРТ», художник Кирилл Преображенский: «Ульяна Подкорытова наследует традиции русской визуальной культуры с потрясающе интересной системной ошибкой. В ряду новых имен молодых российских художников она одна из тех, кто идет поперек течения, косо смотря в сторону "национальной идентичности". Но ее метод — вовсе не ремесленный наив или лубок, близость Подкорытовой к такому искусству — абсолютно осознанный фольклорный психоз, русские народные галлюцинации в чистом виде».


Видео:


Свернуть


Формат мероприятия: Визуально-звуковая импровизация на тему одноименного произведения Оливье Мессиана

Место проведения: Мультимедийная сайт-специфик-инсталляция в пространстве самолета ЯК-42. ВДНХ, Москва

Даты проведения: 02.12.2016 — 10.01.2017

Визуально-звуковая импровизация Елены Скрипкиной создана на тему одноименного произведения французского композитора-визионера ХХ века Оливье Мессиана. Автор трансформирует пространство самолета посредством музыки и визуального языка, решая задачу эстетическую и интеллектуальную одновременно.
В основе выставки — видеоинсталляции, при помощи различных медиа, материалов, фактур и визуальных образов «реконструирующие» принципы музыкальной композиции «Квартета» и раскрывающие специфику музыкального произведения, созданного в трагические годы начала Второй мировой войны и впервые исполненного в 1941 году в лагере для военнопленных Терезин при участии самого композитора и его друзей-музыкантов, заключенных этого лагеря.
Размещенная в салоне самолета инсталляция организуется по ключевому принципу музыки Мессиана— музыкальному сериализму. В этом путешествии возникает мистическая картина мира музыканта-визионера. Автор выставки создает движущуюся структуру, ассоциирующуюся с ритмическим звучанием «Квартета»:зрителю предлагается пройти по образам, как по нотам, воспринимая историю на личном, эмоциональном уровне.
Лейтмотивами выставки становятся птицы (как символы свободы и полета), проволока (метафора заточения), гнезда (олицетворение дома) и метрономы (образ времени).Художник, подобно автору «Квартета», размышляет о жизни и смерти, свободе и заточении, и пространство самолета Як-42 приобретает в контексте выставки амбивалентный характер.


Свернуть


Формат мероприятия: Отчетная выставка издательства «Глущенкоиздат»

Место проведения: Бывшее фабричное здание на Полковой улице, Москва

Даты проведения: 29.04.2016 — 03.07.2016

«Прекрасен облик наших будней» — отчетная выставка издательства «Глущенкоиздат», создатель и единственный сотрудник которого, художник Кирилл Глущенко, на протяжении многих лет отправляется в командировки по городам бывшего СССР и социалистического блока, чтобы создать и издать книги об этих городах.
Книга многие годы была стратегическим культурным продуктом страны, маркером социального статуса владельца и мерилом размаха ведомственного издательского дела. Книжный дизайн, художественно-техническое оформление, полиграфическая промышленность, многократно усиленные машинерией Госкомиздата и помноженные на систему библиотек, книжных коллекторов и книжной торговли, давали дистиллированный, очищенный во всех отношениях продукт, отражавший дух времени. Издательства занимали в Москве большие площади, но в отличие от других рудиментов советского культурного производства — библиотек, кинотеатров и музеев — система книгоиздания исчезла, почти не оставив ни топонимов, ни самих зданий в городском пространстве.
Книга у Глущенко выступает как максимально интимная форма контакта со зрителем на фоне масштабного издательского предприятия, не лишенного бюрократической поэзии и размаха. Мистифицирующее могущество «Глущенкоиздата» скрывает за собой фигуру художника, который формально реконструирует советскую книгу и процесс ее производства, а фактически ищет доказательства существования прежней реальности, противясь свидетельствам ее исчезновения.

Выставка подготовлена фондом V-A-C.


Видео:


Свернуть


Формат мероприятия: Онлайн-интервенция

Место проведения: В рамках основного проекта «Глубоко внутри» (куратор Надим Самман) V Московской международной биеннале молодого искусства, Москва

Даты проведения: 01.07.2016 — 10.08.2016

«Новый цвет» — это интервенция в онлайн-пространстве, состоящая из фиктивного сайта несуществующей Американской компании (ACI), специализирующейся на прикладной химии.
На своем сайте вымышленная компания объявляет о вымышленном революционном открытии — совершенно новом для человеческого глаза цвете. Сайт повествует об открытии на псевдонаучном языке, и первое, что видит посетитель, — псевдодокументальный видеоролик в рекламной эстетике, включающий постановочные интервью с теми, кому посчастливилось видеть цвет.
Продолжая исследовать манипулятивные свойства медиа и новые формы производства знания за последние годы, «Новый цвет» приобрел вирусный статус, продолжая привлекать новую аудиторию и внимание пользователей Сети.
Сотни посетителей в неделю заходят на вебсайт, узнавая о нем из поисковых систем и социальных медиа. Заинтригованные и введенные в заблуждение люди пишут письма на электронную почту несуществующей компании. В своих письмах они выражают желание видеть цвет, спрашивают о приобретении образцов пигмента, выражают желание посетить лабораторию, расположенную в городе Ашланд, штат Пенсильвания, предлагают инвестиции ит. д. Подобные письма поступают на ящик ежедневно, количество подписчиков страницы в Facebook растет, а поисковый запрос NewColor отображает сайт на самом верху списка. Документацией и текущим результатом интервенции стало издание книги, состоящей из всех электронных писем, полученных по январь 2016 года.


Видео:


Свернуть


Формат мероприятия: Сайт-специфик-инсталляция

Место проведения: ArtwinGallery, Москва

Даты проведения: 13.12.2015 — 10.02.2016

На время выставки пространство галереи стало архивом-результатом абстрактного натурфилософского исследования художников.
Целый комплекс артефактов живой природы и человеческой культуры образует универсальные смыслы и связи, берущие начало в традиционной культуре и существующие по сей день. Найденные артефакты, растения и другие материалы были собраны художниками в Нижегородской области, на территории урочищ.
Само название выставки — Tabula, по мнению художников, отсылает к алхимической практике и ее основным принципам, изложенным в традиции герметизма. Tabula в широком смысле — это структура, раскрывающая универсальные правила и закономерности, использовавшаяся мыслителями, философами, алхимиками для выражения результата своих исследований.
«На выставке Tabula инсталлируется подобие коллекции герметического знания о сложном взаимодействии Натуры и Культуры. Объекты, найденные во время посещения руин, дополняются гербарием из сухоцвета, алхимическими сосудами и графикой со следами рисунков. Все вместе включается в воображаемый каталог, записанный в сознании каждого зрителя на Tabula— таблице системных натурфилософских знаний».


Свернуть