ПРЕМИЯ
ЗАЯВКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕССА
НОМИНАНТЫ 2021
КОНТАКТЫ
Номинанты: куратор – Юлия Аксёнова; координатор – Елизавета Павлычева; продюсер – Анна Ялова
Место проведения: ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
Даты проведения: 14.02.2020–29.03.2020
Выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» была посвящена кинетизму — значимому художественному направлению 1960–1970-х, недостаточно осмысленному в современном российском искусствознании. Проект представил широкую панораму развития отечественного кинетизма и проявил его связь с авангардистскими экспериментами начала XX века и актуальными художественными практиками.
В четыре раздела — «Лаборатория зрения», «Лаборатория искусствометрии», «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии» — вошли работы более ста художников и творческих коллективов. Экспозиция включала в себя всё разнообразие форм и жанров кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографии, фильмы, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты, а также произведения художников русского авангарда и современных авторов — всего более 400 экспонатов из музейных собраний и частных коллекций.
Номинанты: Анна Буали, Анастасия Буланова, Алина Стуликова, Ольга Шишко
Место проведения: 100waystoliveaminute.pushkinmuseum.art
Даты проведения: 2020
Онлайн-проект «100 способов прожить минуту» был придуман кураторами направления «Пушкинский XXI» Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в марте 2020-го, став реакцией на пандемию коронавируса и ситуацию тотальной самоизоляции. В рамках проекта художники, кураторы и искусствоведы делились своим опытом осмысленного проживания времени. Сайт «100 способов прожить минуту» включал в себя три раздела.
Участники «Медиакарантина» создавали видео, фото, подкасты, визуальные схемы, гиды, эскизы, в которых учили пользователей собственным методам «приручения» времени. Герои раздела «Время: категория созерцания» рассказывали о произведениях искусства, посвященных уединению и замедлению времени.
Раз в неделю в рамках «Цифрового обмена» проходили онлайн-трансляции произведений медиаискусства от крупнейших мировых художников — Дуга Айткена, Ширин Нешат, Гари Хилла, Йеспера Юста и других. В январе 2021 года, во время второго закрытия музеев в Москве, была реализована онлайн-выставка «100 способов прожить Новый год» из отдельных произведений художников-участников «100 способов прожить минуту».
Номинант: Сергей Филатов
Место проведения: Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
Даты проведения: 13.11.2020–17.01.2021
Сергей Филатов — художник и музыкант, создатель музыкальных инструментов и звуковых скульптур. Исследует акустические свойства различных материалов — стекла, металлов, полимеров и многих других — и открывает новые принципы звукоизвлечения. Особое внимание уделяет не только конструкции и звучанию своих произведений, но и тому, как их чувствуют и воспринимают слушатели и зрители. Выставка «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура», подготовленная Новосибирским государственным художественным музеем и галереей «Триумф», объединила в тотальную саунд-инсталляцию реконструкции старых произведений художника и специально созданные звуковые скульптуры. Среди представленных на выставке работ была звуковая скульптура «Восходящий поток» (2019–2020) — резервуары с водой, в которых цепочки пузырьков создают звуковые текстуры, — и инсталляция «Параллельное касание» (2017) — авторский хрустальный метроном. Центральная работа на выставке — инсталляция «Сад ускользающих соноров» (2020) — представляла звуковой ландшафт, который генерировался в реальном времени за счет резонансов стальных листов.
Номинант: Елизавета Коновалова
Место проведения: Центр творческих индустрий «Фабрика», Москва
Даты проведения: 17.12.2020–17.01.2021
Елизавета Коновалова — художница, изучающая нетекстовые следы истории в пространстве. На выставках результаты ее исторических и антропологических исследований обычно принимают форму инсталляций.
В проекте «Свобода. 1919. 2020» художница обращается к барельефам с изображением статуи Свободы на ограде Большого Каменного моста в Москве. История их появления связана с монументом советской Конституции, установленным в 1919 году на Советской (сегодня — Тверской) площади в Москве. У основания 26-метрового обелиска стояла статуя Свободы, миниатюрная реплика которой была повторена в декоре ограды моста. Снесенный в 1941 году монумент был заменен на памятник Юрию Долгорукому, сохранившийся по сей день.
Инсталляция реконструирует утраченный монумент в его исходном масштабе, опираясь на архивные документы и фотографии, и предлагает новое прочтение этого образа: из-за регулярных поновлений краски исходные очертания фигурки исказились, и сама аллегория свободы, в гуще слоев и подтеков, унаследовала ее деформации, как будто адаптируясь к новой политической действительности.
Номинанты: Александра Бубнова, Никита Гойнов, Пётр Стабровский, Анастасия Шипицина
Место проведения: Музей современного искусства PERMM, Пермь
Даты проведения: 21.10.2020–31.01.2021
В среде школьного образования в городе Пермь есть уникальная институция — общеобразовательная школа «Точка», где, помимо преподавания основных предметов, ведется профильное обучение по направлению «Дизайн». Среди преподавателей «Точки» — ведущие художники и дизайнеры города.
В 2020 году музей PERMM решил рассказать о «Точке» широкой зрительской аудитории и инициировать дискуссию о взаимосвязи образования, дизайна и искусства. Название проекта «ИДИ» — это и аббревиатура (искусство и дизайн), и призыв к действию, приглашение в музей. Проект состоял из выставочной и образовательной частей. На выставке были представлены работы разных лет, созданные учениками и преподавателями школы. Дизайн экспозиции был разработан преподавателем школы Никитой Гойновым.
Образовательное направление, ввиду пандемии реализовывавшееся в онлайн-формате, включало в себя виртуальные экскурсии по выставке, цикл «Дизайн-четверги» — встречи с художниками и дизайнерами, а также масштабный семинар «Дизайн-мышление и арт-практики в современном образовании», адресованный педагогам разных профилей и всем заинтересованным зрителям.
Номинанты: Дина Ахметова, Анастасия Максимова, Янина Пруденко, Кирилл Светляков
Место проведения: Галерея современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Даты проведения: 17.09.2020–22.11.2020
Выставочный проект «Прометей космического века» посвящен знаменитому казанскому художнику, писателю и ученому Булату Галееву (1940–2009), который с 1960-х годов начал создавать светомузыкальные представления, фильмы и другие проекты, связанные с опытом создания искусства на базе современных технологий. Название проекта является отсылкой к студенческому конструкторскому бюро «Прометей» (с 1995 года — Научно-исследовательский институт экспериментальной эстетики «Прометей»), которым руководил Галееев. «Творчество Галеева, — отмечают кураторы, — это исключительный случай, когда художник смог реализовать свои идеи внутри научного и образовательного института. В советской культуре такие сферы, как наука и искусство, существовали обособленно друг от друга, и только отдельные энтузиасты могли объединить их в экспериментальных проектах, определивших возникновение современных форм медиаарта».
В экспозицию вошло более 100 экспонатов из архива фонда «Прометей»: оригинальные электронные художественные объекты, модели с использованием светомузыкальных технологий, созданные в НИИ «Прометей», кинофильмы, графические работы, иллюстрации к книгам, архив, переписка с коллегами из Советского Союза, Западной и Восточной Европы, США, а также произведения современников и друзей Булата Галеева.
Организатор: Фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева
Номинант: Андрей Смирнов
Андрей Смирнов — крупнейший теоретик, историк и исследователь звуковой культуры XX века. Его книга «В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ века» представляет результаты масштабного исследования истории искусства звука и музыкальных технологий. Российские и советские разработки первой половины ХХ столетия долгое время были неизвестны широкому читателю и даже сейчас, почти сто лет спустя, поражают своим новаторством.
«Объединяющий лейтмотив книги, — пишет автор во введении, — взгляд на искусство звука и музыкальную технологию России с точки зрения медиаархеологии и вариантологии культуры, рассматривающих прошлое не как совокупность исторических фактов, но как многообразие возможностей. Медиаархеологи меняют расстановку сил, реабилитируют “неудачников”, не вписавшихся в стройную историю технологических побед. Подлинной “золотой жилой” медиаархеолога является история российской науки и культуры. <…> Мы первыми осветили улицы электричеством, создали радиопередатчик и многомоторный пассажирский самолет, разработали транзисторы и диоды, на десятки лет опередили весь мир с идеей лазера, создали первые синтезаторы и вычислительные методы синтеза звука, так и не сумев воспользоваться первенством ни в одном из этих изобретений».
Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020
Номинант: Николай Полисский
Художник, скульптор, живописец, участник группы «Митьки» (1985–1997). С 2000 года специализируется на ленд-арте. Резиденция художника располагается в деревне Никола-Ленивец Калужской области, в которой его масштабные инсталляции создаются при участии артели местных мастеров. Работы Полисского положили начало арт-парку «Никола-Ленивец», в котором за последние двадцать лет было создано более ста творческих проектов. Программная деятельность парка включает в себя продюсирование новых художественных, музыкальных и перформативных произведений, ежегодный фестиваль «Архстояние», программы для детей и взрослых.
Помимо активного участия в жизни Никола-Ленивца, Николай Полисский вместе с его жителями создает произведения для городских публичных пространств Москвы, Перми, Люксембурга, Парижа, Барселоны и участвует в крупнейших международных выставках и фестивалях.
Номинанты: Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ» и лично Елена Коловская
Фонд «ПРО АРТЕ» был основан историком искусства и куратором Еленой Коловской в 1999 году. Известность и безупречную репутацию в профессиональной среде фонду принесли фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» (проводится с 2000 года), Петербургская биеннале музейного дизайна (с 2014 года) и образовательные проекты — Школа молодого художника (с 2000 года) и Школа культурной журналистики (с 2002 года). Фонд уделяет особое внимание междисциплинарным и инклюзивным проектам, объединяющим разные художественные направления и зрительские сообщества. Вокруг фонда существует развитая сеть российских и зарубежных партнеров. Многолетнее партнерство связывает «ПРО АРТЕ» с Эрмитажем: совместными усилиями в Санкт-Петербурге были организованы показы работ Билла Виолы, Ширин Нешат, Энтони Гормли и Дэвида Хокни, многочисленные лекции и творческие встречи с мировыми звездами современного искусства и архитектуры.
Евгения Ржезникова — художница, работающая на стыке современного искусства и театра, автор инсталляций и перформансов.
«Мертвые души. Картотека ландшафтов Российской империи» — интерактивная мультимедийная инсталляция, созданная по мотивам произведения Николая Гоголя. Зрителю предлагается прочитать в микрофон отрывок из «Мертвых душ». Звук голоса запускает видеоинсталляцию, представляющую сконструированные на основе старых фотографий образы «мертвых душ». Специальная система программирования позволяла зрителю влиять на качество воспроизведения видео, а также с помощью голоса вызывать дополнительные изображения.
«“Мертвые души” Гоголя часто называют “русской Одиссеей”, — комментирует художница. — Описывая путешествие Чичикова, Гоголь создает парадоксальный, сложный, густонаселенный ландшафт России. Создание гоголевского ландшафта, этого общего пейзажа-портрета России, и стало для меня главной задачей в этой работе. Я начала смотреть фотоархивы, размышляя над тем, какими именно были “мертвые души”. Мне показалось интересным расширить время и географию этой одиссеи, показать не только Малороссию середины века, описанную Гоголем, но и двинуться дальше, на восток, — до Сахалина, до самых границ империи конца XIX века».
Даты проведения: 23.09.2020–25.09.2020
Место проведения: Музей Москвы