Лауреаты премии «Инновация-2020» – Архив – Премия Инновация 2021
КАЛЕНДАРЬ
НОМИНАНТЫ 2021
КОНТАКТЫ
Лауреаты премии «Инновация-2020»
Выставка «ММОМА 99/19», приуроченная к 20-летию Московского музея современного искусства

Номинанты: Автор идеи и руководитель проекта: Алексей Новоселов; Кураторы: Диана Джангвеладзе, Мария Доронина

Место проведения: Московский музей современного искусства, Москва

Даты проведения: 19.12.2019 — 13.09.2020

Московский музей современного искусства (ММОМА) — одна из ведущих столичных художественных институций, основанная в 1999 году и обладающая обширной коллекцией произведений ХХ–XXI веков. Масштабный выставочный проект «ММОМА 99/19» был подготовлен к двадцатилетию музея, в его создании приняли участие не только штатные сотрудники, но и двадцать приглашенных кураторов из разных отраслей культуры и науки — от режиссеров и музыкантов до врачей, ученых и рестораторов. Кураторы получили возможность поработать с собранием музея и создать на его основе собственные разделы экспозиции, тематически связанные со сферой их профессиональной деятельности. Так, на выставке были показаны произведения, посвященные философии, музыке, танцу, путешествиям, моде, гастрономии, спорту. Писатель Владимир Сорокин сделал подборку литературоцентричных работ художников круга московского концептуализма, телеведущий Андрей Малахов обратился к образам телевидения в работах современных художников, а режиссер Кирилл Серебренников представил современное искусство как поле конфликта между творческим мышлением и обыденностью.


Свернуть


Исследовательский и выставочный проект «Урал мари. Смерти нет»

Номинанты: Антрополог Наталья Конрадова, фотографы Александр Сорин и Федор Телков

Место проведения: Ельцин Центр, Екатеринбург; Новосибирский государственный краеведческий музей

Даты проведения: 12.09.2019 — 27.10.2019; 28.11.2019 — 26.01.2020

Выставка «Урал мари. Смерти нет» является результатом одноименного научно-художественного проекта и посвящена отношению уральских марийцев к смерти. Марийцы — финно-угорский народ, проживающий в нескольких регионах России, и в частности на Урале. В силу культурной обособленности и компактного проживания марийцы сохранили собственный язык и национальные культурные традиции. Исследовательский фокус проекта авторы объясняют так: «Мы все приносим на кладбище цветы, а на поминках наливаем умершему рюмку водки. Многие занавешивают зеркала и совершают другие ритуалы, не всегда отдавая себе отчет, что они означают. Ответы лежат в тех культурах, которые лучше сохранили традиции. Наш проект — попытка городских людей понять, каковы традиционные, деревенские отношения со смертью, доставшиеся нам в виде рудиментов старых ритуалов». Для выставки были использованы уникальные архивные материалы, интервью, песни, видеозаписи и фотографии, собранные в полевых условиях, а также элементы традиционного уральскомарийского костюма. Экспозиция состояла из трех разделов — «Жизнь», «Смерть» и «Переход» — и предлагала зрителям своеобразный маршрут путешествия в пространство смерти и возвращения обратно.


Свернуть


Медиапроект «Без любви ничего не получится»

Номинант: Художник Артем Лоскутов

Даты проведения: 08.12.2019

Артем Лоскутов — художник и медиаактивист, визитной карточкой которого стал проект «Монстрация» — ежегодные демонстрации с юмористическими и абсурдистскими лозунгами, собирающие тысячи участников по всей стране. Описание нового проекта Артема Лоскутова приводится по материалам сайта благотворительного фонда «Русфонд», оказывающего помощь тяжелобольным детям: «“Русфонд” получил от художника Артема Лоскутова 1,5 млн руб., вырученных им от продажи работы на благотворительном аукционе. Благотворительный аукцион в пользу “Русфонда” новосибирский художник и акционист Артем Лоскутов анонсировал на своей странице в “Фейсбуке” 8 декабря. Торговаться предлагалось за работу “Без любви ничего не получится” (2019), стартовая цена которой составила 1 руб. К вечеру художник объявил, что аукцион закончился победой покупателя, который предложил за работу 1,5 млн руб. Покупатель пожелал остаться неизвестным. В основу работы Лоскутова легла табличка из нержавеющей стали, похожая на ту, что ранее упоминалась в расследовании Фонда борьбы с коррупцией. После выхода расследования стало известно, что табличка пропала из Центрального парка в Нью-Йорке».


Свернуть


Выставка «Новая антропология»

Номинанты: Куратор Ирина Актуганова, продюсер Анна Аполлонова

Место проведения: Музей науки Института физиологии РАН имени И.П. Павлова, Колтуши

Даты проведения: С 27.09.2019

«Новая антропология» — постоянная экспозиция Музея науки Института физиологии имени И. П. Павлова в Колтушах, организованная куратором Ириной Актугановой. Проект основан на синтезе современного искусства и научных исследований. Его воплощению и публичной презентации предшествовала большая подготовительная работа: художники, отобранные экспертным советом в ходе open call, сотрудничали с учеными и участвовали в профессиональных событиях. Экспозиция разместилась на первом этаже конструктивистского здания Старой лаборатории — памятника истории и архитектуры 1930-х годов. Участники постарались сохранить атмосферу НИИ, деликатно интегрировав в его пространства произведения искусства. Драматургия экспозиции развивается от формального сайнс-арта к сайт-специфик инсталляциям, где зритель может дать волю чувствам и задуматься о месте человека в технологическом мире. На втором этаже Старой лаборатории находится мемориальный музей, посвященный быту и работе ученого Ивана Павлова в Колтушах в 1924–1936 годах. Павлов — академик, первый российский лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины — стоял у истоков института, которому впоследствии было присвоено его имя. К открытию выставки был подготовлен фестиваль науки, программа которого включала в себя популярные лекции о науке и искусстве, мастер-классы, экскурсии и кинопоказы.


Свернуть


Ретроспективная выставка «Комар & Меламид»

Номинанты: Художники Виталий Комар и Александр Меламид, куратор Андрей Ерофеев при участии Иосифа Бакштейна, художники экспозиции Илья Вознесенский и Ирина Корина

Место проведения: Московский музей современного искусства, Москва

Даты проведения: 22.03.2019 — 09.06.2019

Виталий Комар и Александр Меламид — одни из главных героев советского неофициального искусства, создавшие соц-арт — художественное направление, в ироничной форме обыгрывавшее эстетику и идеологические клише социалистического реализма. Отказавшись от собственной визуальности и понимания искусства как пластического языка в пользу проектного подхода к созданию произведений, художники заимствовали образы из советского искусства и повседневности и конструировали из них новые смыслы. Выставка Komar & Melamid — первая в России музейная ретроспектива художников — была подготовлена Московским музеем современного искусства совместно с Международным культурным фондом BREUS Foundation. Экспозиция, охватывавшая всю историю художественного дуэта с 1972 по 2003 год, была разделена на две части — советский и американский периоды. При участии куратора Андрея Ерофеева художники репрезентировали себя через вымышленного персонажа Komar & Melamid, который последовательно дискредитировал советское и западное искусство на пути к новому интернациональному стилю. Дизайн выставки, напоминавший театральные декорации, художница Ирина Корина и архитектор Илья Вознесенский разработали таким образом, чтобы помочь зрителю погрузиться в исторический контекст произведений.


Свернуть


Ксения Перетрухина. Выставка памяти Дмитрия Брусникина «Человек размером с дом»

Место проведения: Московский музей современного искусства, Москва

Даты проведения: 22.10.2019 — 17.11.2019

«Человек размером с дом» — выставка памяти режиссера, актера и педагога Дмитрия Брусникина (1957–2018), организованная Московским музеем современного искусства, Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория» и Мастерской Брусникина. Куратором проекта выступила художница Ксения Перетрухина, творческая карьера которой тесно связана с театром. Экспозиция представляла собой символическое тело Брусникина — знаковой фигуры для отечественного театра, основоположника собственной школы, ставшей одним из ярчайших театральных явлений последних десятилетий. Цитаты, биографические факты, объекты, личные вещи, аудио- и видеозаписи поддерживали пространство свободы и коммуникации, которое создал вокруг себя режиссер при жизни. Во время работы выставки в залах проходили многочисленные театральные читки, репетиции, постановки, перформансы и творческие лаборатории — образ Брусникина не был статичным, а постоянно изменялся и дополнялся при участии его учеников, коллег и зрителей.


Свернуть


Ярослав Алешин. Выставка «Самая счастливая осень» к 30-летию музея Вадима Сидура

Место проведения: Музей Вадима Сидура, Москва

Даты проведения: 15.11.2019 — 19.01.2020

Выставка «Самая счастливая осень» была подготовлена к тридцатилетию музея скульптора Вадима Сидура (1924–1986). Куратор Ярослав Алешин, руководивший музеем в 2015–2019 годах, выбрал в качестве лейтмотива выставки образ надгробия. В советское время Сидур был практически лишен возможности публично демонстрировать свои произведения, поэтому оформление могил стало для него одним из немногих источников дохода и доступной формой работы в общественном пространстве. Мемориальное наследие Сидура было предложено в качестве предмета исследования и интерпретации художникам Владиславу Ефимову, Михаилу Максимову и Юрию Пальмину, композитору Владимиру Горлинскому и историку Анне Котоминой, создавшим для музея новые произведения. Экспозиция была дополнена документальными материалами, отражающими хронику жизни скульптора и историю развития музея. Название «Самая счастливая осень» заимствовано из одноименного сборника стихов Вадима Сидура, над которым он работал до конца жизни. Сборник был опубликован в 1990 году, вскоре после открытия музея.


Свернуть


Сергей Баландин. Выставка «Для себя и для них. Официальное и неофициальное искусство советских нонконформистов»

Место проведения: Галерея «Виктория», Самара

Даты проведения: 06.03.2019 — 28.04.2019

Выставка «Для себя и для них», подготовленная куратором галереи «Виктория» Сергеем Баландиным, обнажала феномен «двойной жизни» ведущих неофициальных художников 1960–1970-х годов — Эрика Булатова, Олега Васильева, Виктора Пивоварова, Юрия Соболева и других. Илья Кабаков писал, что вся работа художников его круга делилась на «для себя» и «для них», ту, в которой автор искал и выражал себя, и ту, которая была нужна для выживания. Вместе с тем в заказных работах — например, в оформлении изданий и иллюстрациях — обнаруживались следы поисков и экспериментов «для себя». На выставке были представлены графические и живописные работы, книги и анимационные фильмы, разделенные на тематические блоки в соответствии со спецификой работы отдельных авторов. Экспонаты были предоставлены крупнейшими собраниями — Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля, Государственным центральным музеем кино, Московским музеем современного искусства, Самарской областной универсальной научной библиотекой — и частными коллекционерами.


Свернуть


Наталья Смолянская. Выставка «Преодоление искусства»

Место проведения: Московский музей современного искусства, Москва

Даты проведения: 01.05.2019 — 23.06.2019

Проект «Преодоление искусства» является второй частью выставочной дилогии, посвященной переосмыслению событий мая 1968 года в Париже. Ее автор — художница и теоретик Наталья Смолянская, исследователь философии и эпистемологии искусства, проблематики авангарда и институциональной критики. Под слоганом Ги Дебора «Преодоление искусства» на выставке были представлены знаковые для истории современного искусства журналы, издания и афиши, интерактивные инсталляции Ивараля и Хулио Ле Парка, а также работы Даниеля Бюрена, Жиля Вольмана, Исидора Изу и Жерара Фроманже, ранее не выставлявшиеся в России. Сохраняя фокус на 1968 годе, проект также охватывал творческие практики 1950-х и 1970-х подвергавших критике привычное понимание искусства. Произведения были предъявлены зрителю не как автономные художественные высказывания или «архив эпохи», но как очевидцы и соучастники политических событий.


Свернуть


Светлана Усольцева. Проект «Идеальная выставка». Екатеринбург

Место проведения: Екатеринбург

Даты проведения: 2019

Проект «Идеальная выставка» — выставка-фантом, физически не существовавшая, но проявлявшая свое существование в разных пространствах. Ее автор Светлана Усольцева известна прежде всего как институциональный куратор. На протяжении тринадцати лет работы в филиале Государственного центра современного искусства в Екатеринбурге Усольцева сделала множество проектов — тематических выставок, кураторских исследований и арт-резиденций. «Идеальная выставка» построена на оппозиции к прошлым выставочным практикам и вместе с тем отражает внутреннее стремление автора сделать безупречное кураторское высказывание. Достижение абсолютного идеала невозможно, а стремление к нему непрерывно и бесконечно. Отказавшись от устоявшихся приемов построения исследования, коммуникации и экспозиции, Усольцева вывела на первый план процесс вечного поиска. Публикации в телеграм-канале, опросы и интервью, размещение вывесок и указателей, якобы обозначающих путь к идеальной выставке, обнажают многообразие маленьких событий, наполняющих повседневную жизнь куратора, пытающегося создать образцовый проект.


Свернуть


Павел Отдельнов. Персональная выставка «Промзона»

Место проведения: Московский музей современного искусства, Москва

Даты проведения: 30.01.2019 — 10.03.2019

Павел Отдельнов приобрел известность в 2010-х годах благодаря урбанистическим пейзажам — изображениям городских окраин, офисных и торговых центров, линий электропередачи, автомобильных дорог, мусорных полигонов. Со временем живописные проекты стали сопровождаться исследовательской частью, которую автор оформлял в виде небольших эссе. Работа над проектом «Промзона» началась в 2015 году. Художник обратился к истории своей семьи, тесно связанной с Дзержинском — городом в Нижегородской области, где располагается множество действующих и заброшенных химических производств. Воспоминания родственников и друзей, архивные материалы и результаты полевых исследований легли в основу живописных серий, инсталляций и фильмов. В тексте к проекту Отдельнов пишет: «Недавнее прошлое оказалось как будто стертым. От гигантских заводов остались руины. От рабочего поселка, в котором жили мои предки, не осталось почти никаких следов. Истории, которые вспоминает моя бабушка, кажутся сказками. Мой проект — о забвении, о том, как реальные исторические события превращаются в мифы, а природа отвоевывает созданное человеком. Деревья прорастают через бетонные плиты и разрушают здания. Советская история, возникшая как миф, превращается в античные руины, так и не осуществившись в реальности».
В поддержку проекта был сделан сайт www.promzona.site.


Свернуть


Владимир Козин. Ретроспективная выставка «Почувствуй себя птицей»

Место проведения: Музей современного искусства ПЕРММ, Пермь

Даты проведения: 18.05.2019 — 21.07.2019

Владимир Козин — ведущий представитель художественной сцены Санкт-Петербурга, один из идеологов художественного объединения PARAZIT и передвижной галереи «10X15», участник «Товарищества Новые Тупые», создатель альтернативной культурной институции «Музей Мышеловка Современного искусства». Художник работает в разных техниках — от перформанса, видео, фотографии и авторской книги до скульптуры, объекта и инсталляции, брутальная эстетика которых объединяет политические и художественные рефлексии с монументализацией повседневности. Выставка «Почувствуй себя птицей» была организована Музеем современного искусства PERMM, ядро коллекции которого составляют произведения авторов из России и ближнего зарубежья, работающих с «бедными» (нехудожественными) материалами. Выставка стала первой масштабной музейной репрезентацией творчества Козина. Кураторы проекта Александр Дашевский и Анастасия Котылева дали ей следующее определение: «“Почувствуй себя птицей” — не ретроспектива, но парадоксальная сага со множеством героев… Проект, включающий в себя произведения почти за сорокалетний период, становится “садом расходящихся троп”, прочерченных искусством Владимира Козина, который не устает обнаруживать возможности быть чутким к современной повестке: политической и эстетической, округлой и угловатой, фейковой и подлинной».


Свернуть


Иван Горшков. Персональная выставка «Фонтан всего»

Место проведения: Московский музей современного искусства, Москва

Даты проведения: 22.06.2019 — 25.08.2019

Иван Горшков — художник «воронежской волны», важнейшего явления в искусстве регионов России. Скульптуры, инсталляции, живопись и коллажи художника всегда узнаваемы: нарочито яркие цвета, причудливые формы, сложные фактуры и разнообразие материалов — от грубо сваренного и деформированного металла до детских игрушек и мелких бытовых предметов, превращаемых автором в самостоятельный медиум. Пестрая шероховатость повседневности, ее бессвязность и замусоренность обретают в работах Горшкова монументальную форму, вес и масштаб. «Мне всегда хотелось быть художником, который может свой язык транслировать через что угодно: нарисовать картинку, отлить скульптуру, найти что-то на улице, — и чтобы это все могло каким-то образом встроиться в язык», — говорил художник в интервью The Art Newspaper Russia. В экспозицию «Фонтана всего» вошли скульптурные и живописные работы из серий, созданных художником во второй половине 2010-х годов, а также новые произведения, подготовленные специально для выставки. Во дворе музея размещались парковая скульптура и реди-мейды.


Свернуть


Анастасия Потемкина. Тотальная инсталляция «Когда цветы не отбрасывают тени»

Место проведения: Московский музей современного искусства, Москва

Даты проведения: 17.10.2019 — 17.11.2019

Проект инициирован и реализован компанией Smart Art.
Анастасия Потемкина — художница, основательница и участница проекта «Лаборатория городской фауны». Проекты Потемкиной, реализуемые в различных медиа — живопись, видео, перформанс, инсталляция, — связаны с новыми подходами к отношениям между человеком и природой. Выставка «Когда цветы не отбрасывают тени», как и предыдущие проекты художницы, была посвящена миру рудеральной — сорной — флоры и развивающимся в нем формам постчеловеческих отношений. «Все работы на этой выставке становятся транскрипциями и переводами на невербальные языки информации, которую главные герои из царства растений сообщают зрителю. Здесь описывается мир после языка как новый шанс, новая надежда и новое будущее общеприродной (а не только лишь западной или общечеловеческой) цивилизации, мир, основанный на равноправии подходов к познанию и взаимному уважению различных видов. Мир, где откровения соседствуют с научным методом, а рисунок перемещения листвы в течение дня равнозначен телесным человеческим жестам и где равны все органы восприятия, а синестезия становится уже не возможностью, а данностью», — отмечает куратор выставки Андрей Паршиков.


Свернуть


Дмитрий Морозов (::vtol::). «TECHNE x vtol: Интерфейс происходящего», персональная выставка в Государственном центре современного искусства, Москва и мультимедийная инсталляция «Гость» в центре современного искусства «Заря», Владивосток

Место проведения: ГЦСИ, Москва; ЦСИ «Заря», Владивосток

Даты проведения: 30.07.2019 — 29.09.2019; 05.10.2019 — 04.11.2019

Дмитрий Морозов (::vtol::) — знаковый художник отечественного сайнс-арта. Его работы не только откликаются на актуальную научную картину мира, но и конструируются посредством современных технологий, а их машинерия обладает собственной визуальностью и звучанием. Произведениямашины обретают свободу творческого высказывания, в основе которого лежат сложнейшие комбинации из запрограммированных действий и непрогнозируемых ошибок. По итогам 2019 года Дмитрий Морозов был номинирован на премию «Инновация» с двумя проектами. Выставка «TECHNE × vtol: Интерфейс происходящего» — это дайджест ключевых произведений художника и одновременно смотр работ, которые ранее не показывались в Москве. «Двадцать с небольшим работ, которые были представлены на этой выставке, — это своеобразный интерфейс для понимания моего образа мыслей, моя оптика, направленная на точку, в которой, как мне кажется, соединяются искусство, наука и философия», комментирует автор. Инсталляция «Гость», представленная во Владивостоке, была посвящена Сихотэ-Алинскому метеориту, упавшему на Дальнем Востоке в 1947 году. Художник придумал циклическую систему, моделирующую уникальный момент падения метеорита на землю. Кульминацией проекта стала установка действующей инсталляции в один из кратеров, оставшихся после падения туда фрагмента взорвавшегося в атмосфере метеорита.


Свернуть


Екатерина Муромцева. Выставка «Лучше хором»

Место проведения: Галерея «Пересветов переулок», Москва

Даты проведения: 17.05.2019 — 30.06.2019

Екатерина Муромцева — художница, работающая с фотографией, видео и акварельной живописью. Ее проекты представляют собой слепки впечатлений от мест, встреч, событий, социальных и политических контекстов. Важным компонентом художественной практики Муромцевой является педагогика как форма коммуникации с отдельными людьми и сообществами. Жанр выставки «Лучше хором» художница определила как «альманах дружбы». В него были включены произведения жителей и сотрудников домов престарелых, с которыми Муромцева на протяжении нескольких лет занималась искусством. «Мне интересно рисовать с бабушками и дедушками, а им интересно петь. Поэтому они учат меня частушкам, а я их — акварели. Мы обсуждаем классическое искусство, задаем вопросы современному. Создаем “Наш ответ Кабакову, Булатову, Пепперштейну”. Приезжаем на выставки в музеи, делаем выставки у них в пансионате, — комментирует художница. — Я собираю фото- и видеоальбом во время своих поездок, наши рисунки и коллажи. Я хочу показать наш альманах и продолжать его. Не знаю, где граница между художником и волонтером, наверное, каждый художник — это волонтер огромной организации “Жизнь”. И в этой организации никто не хочет быть объектом сочувствия, все хотят быть объектами любви».


Свернуть


Алексей Корси, Артем Филатов. Проект «Сад им.»

Место проведения: Крематорий, Нижний Новгород

Даты проведения: 2019 — ∞

«Сад им.» — проект, созданный художниками Артемом Филатовым и Алексеем Корси во внутреннем дворе частного крематория в Нижнем Новгороде. Пространство двора было превращено в общественный мемориальный комплекс: Филатов спроектировал сад и высадил в нем более 120 видов растений, кустарников и деревьев; Корси создал саунд-инсталляцию — вокальное исполнение названий внутренних органов человека на латинском языке. «“Сад” живет независимо от того, присутствует ли в нем человек. Для меня это образ символического бессмертия. Музыкальное произведение, написанное на либретто Алексея Корси при участии композитора Евгения Вороновского и исполненное оперной певицей Зоей Петровой, представляет собой современный хорал, который длится вечно. Растения рождаются и умирают. Процесс не прекращается. Но у этого проекта есть и еще одно измерение. Оно заключается в актуализации дискуссии на тему сознательного отношения к смерти и индустрии смерти», — рассказал Артем Филатов в интервью порталу «Артгид». В поддержку проекта был сделан сайт namegarden.ru, на котором пользователи могут посвятить умершему человеку одно из растений сада.


Свернуть


Арт-группа «Дальневосточные разлучницы» (ДВР). Проект «Весна блаженная».

Место проведения: Центр современного искусства «Заря», Владивосток

Даты проведения: 02.03.2019 — 26.05.2019

Панк-романтическая арт-группа «ДВР» («Дальневосточные разлучницы») появилась во Владивостоке в 2016 году. Поначалу «ДВР» действовала как музыкальный коллектив, однако затем обратилась к междисциплинарным практикам, совмещая музыку, поэзию, перформанс и акционизм. Выступления «ДВР» проходили на самых разных городских площадках — в музеях и клубах, в квартирах и на улицах. В основе творческого метода «ДВР» лежит эстетика взаимодействия, к участию в перформативных проектах приглашаются художники, поэты, музыканты и зрители. Выставка «Весна блаженная» была сконструирована как длящийся перформанс, программа которого была разделена на несколько тематических циклов, длившихся от одного дня до нескольких недель. Каждый цикл включал в себя перформативные события, соучастниками которых становились приглашенные гости и посетители выставки. Экспозиция постепенно «обрастала» артефактами — фрагментами декораций, инсталляциями и объектами, использовавшимися в перформансах каждого цикла.


Свернуть


Иван Чемакин. Выставка «ДОБ-2 — Добыча Обезьян»

Место проведения: Kunsthalle nummer sieben, Санкт-Петербург

Даты проведения: 08.06.2019 — 06.07.2019

Иван Чемакин — живописец, график, скульптор, репрезентирующий быт человека и городскуюповседневность. Чуткое отношение художника к материалам и фактурам способствует постоянному расширению художественных техник — от плоских живописных работ до масштабных инсталляций из мусора и найденных объектов. На выставке «ДОБ-2 — Добыча Обезьян», проходившей в самоорганизованном выставочном пространстве Kunsthalle nummer sieben арт-группы «Север-7», художник представил переосмысленные детские воспоминания о начале 1990-х годов. Отказавшись от прямого цитирования образов массовой культуры, Чемакин сосредоточил внимание на материалах и артефактах эпохи — именно их он считает характерными приметами времени. Для трех разделов экспозиции — «Вечеринка в овраге», «Сушилка», «Город» — были разработаны авторские макеты, формирующие собирательный образ девяностых. Населявшие инсталляции персонажи — обезьяны — указывали на фантазийную условность сконструированных пространств и вместе с тем подчеркивали их близость к человеческому опыту.


Свернуть


Данини. Выставка «Диск (Д:)»

Место проведения: Fragment Gallery, Москва

Даты проведения: 17.04.2019 — 19.06.2019

Художница Данини работает с перформативными практиками, создает объекты, инсталляции, живопись и графику. Предметом ее исследования являются ошибки, возникающие в реальных и цифровых средах, нарушенные сценарии и системные сбои. В проекте «Диск (Д:)» Данини исследовала образы из политической жизни и повседневности России 1990-х годов. Магистральную линию проекта задавала серия «Окна»: советские гобелены и живопись были решены в эстетике операционных систем Windows 95 и Windows 98, некогда передовой интерфейс которых вызывает сегодня не меньшую ностальгию, чем материальные артефакты эпохи. Работы были экспонированы в выставочном пространстве, стилизованном под подъезд. На открытии состоялся перформанс «Терапевтический кейтеринг»: в центре галереи был установлен торт в форме Белого дома с зажженными свечами, который постепенно разрушали зрители.


Свернуть


Проектная школа для подростков «Каскад. Проект как метод»

Номинанты: Лидия Лобанова, Александра Хейфец

Место проведения: Галерея «ГРАУНД Солянка», Москва; Галерея «Триумф», Москва; Музей Москвы, Москва

Даты проведения: С октября 2018

«Каскад. Проект как метод» — междисциплинарная лаборатория, призванная объединить в сообщество кураторов, художников и подростков, интересующихся современным искусством. «Каскад» был задуман как межинституциональная структура, в деятельность которой включились галерея «ГРАУНД Солянка», галерея «Триумф» и Музей Москвы. Программа «Каскада» составляется на учебный год и включает в себя разнообразные теоретические и творческие занятия по двенадцати направлениям, среди которых «Искусство действия», «Инсталляция», «Скульптура и графика» и Digital Art. По окончании обучения участники создают собственные художественные проекты. Так, в 2019 году в галерее «Триумф» открылась выставка «Не делает ничего: ей не разрешила мама танцевать», в которой приняли участие сто молодых людей в возрасте от 12 до 17 лет.


Свернуть


Творческие лаборатории к выставке «Авангард. Список №1»

Номинанты: Дарья Пыркина, Елена Рымшина, Екатерина Синицина

Место проведения: Новая Третьяковка, Москва

Даты проведения: 28.10.2019 — 15.03.2020

Выставка «Авангард. Список №1» была приурочена к столетию Музея живописной культуры (МЖК) — уникальной музейной платформы искусства русского авангарда, действовавшей в Москве в 1919–1929 годах. МЖК представлял собой музей «нового типа», декларировавший новые модели построения коллекции и взаимоотношений с обществом. Экспозицию сопровождал цикл творческих лабораторий, посвященных новейшим кураторским и музейным практикам. Программа лабораторий включала в себя несколько направлений: экспозиционные практики, коммуникативный и моушн-дизайн, саунд и медиаарт, беспредметная живопись. Избранные работы участников лабораторий были показаны на выставке «ПРО МЕТОД» в Новой Третьяковке.


Свернуть


Культурный центр «Пятый этаж». Киров

Номинант: Дарья Ткачева

Место проведения: Киров

Даты проведения: С января 2019

Культурный центр «Пятый этаж» — новая институция на карте российского современного искусства. Программная деятельность «Пятого этажа» развивается в трех направлениях: ресурсный центр, образовательная платформа и творческая лаборатория. Многочисленные лекции, мастер-классы и кинопоказы адресованы как профессиональной аудитории, так и зрителям, желающим расширить свой кругозор в поле современной культуры. «События КЦ “Пятый этаж” не ограничиваются узкими рамками современного искусства и включают в себя темы, связанные с философией, историей, а также с общественной деятельностью и социокультурной проблематикой как местного, так и мирового уровня», — отмечает куратор центра Дарья Ткачева. Важной частью работы «Пятого этажа» является поддержка локальных художников и включение их в общероссийский и международный контекст. Одним из ключевых событий для «Пятого этажа» в 2019 году стала выставка «Этика пыли» — первый в истории Кирова показ художников, родившихся или живущих в городе.


Свернуть


Курс «Лаборатория постсоветских исследований» Школы Вовлеченного Искусства

Номинанты: Дмитрий Виленский, Нина Гастева, Ольга Егорова (Цапля)

Место проведения: ДК Розы, Санкт-Петербург

Даты проведения: 2019

Школа Вовлеченного Искусства — образовательная институция, основанная в 2013 году петербургскими художниками коллектива «Что Делать». Творческая стратегия «Что Делать» всегда была тесно связана с распространением и производством знания: проекты группы регулярно включают в себя летние школы, мастер-классы, лаборатории, дидактические выставки и другие форматы, призванные привлекать на территорию искусства новые аудитории и помогать развитию молодых художников. С 2015 года Школа располагается в ДК Розы (самоорганизованный дом культуры, названный в честь Розы Люксембург), основанном «Что Делать». Лаборатория постсоветских исследований — курс переквалификации Школы Вовлеченного Искусства — была посвящена проблематике развития постсоветских/посткоммунистических территорий. Программа включала в себя интенсивный образовательный курс, перформансы, исследовательские и художественные выставки в ДК Розы, а также издание — товарищ-вестник «ПЕРЕ-ПОСТ-СОВЕТ».


Свернуть


Параллельная программа инклюзивного выставочного проекта «Искусство быть»

Номинанты: Лариса Гринберг, Наталья Степанова-Гончарова, Надежда Гура, Ирина Скуратовская

Место проведения: Государственный центр современного искусства, Москва; Ботанический сад МГУ им. М. В. Ломоносова «Аптекарский огород», Москва; Государственный центр современного искусства «Арсенал», Нижний Новгород

Даты проведения: 06.03.2019 — 02.06.2019; 14.06.2019 — 28.07.2019; 13.09.2019 — 13.10.2019

Инклюзивная выставка «Искусство быть» — проект Государственного центра современного искусства, реализованный в партнерстве с благотворительным фондом «Гольфстрим». Произведения, созданные для выставки ведущими российскими художниками, представляли разные формы отношений, возникающих между искусством и зрителем. Инклюзивная повестка проекта проявлялась и в тематике работ, и в предлагаемых формах взаимодействия с ними — визуальных, звуковых, тактильных. Многочисленные лекции, мастер-классы, экскурсии и перформативные события представили многообразие языков и способов коммуникации, а также новейшие стратегии включения в жизнь музея людей с инвалидностью. В 2019 году проект «Искусство быть» был показан в Москве и Нижнем Новгороде, а в 2020-м продолжил тур по регионам.


Свернуть


Кураторский форум. Санкт-Петербург

Номинанты: Анна Биткина, Мария Вейц, Мария Кузьмина (Катц), Наталья Хвоенкова

Место проведения: Остров Новая Голландия и 25 городских площадок, Санкт-Петербург

Даты проведения: 03.10.2019 — 06.10.2019

Кураторский форум — международная платформа для художественной коммуникации, появившаяся в Санкт-Петербурге по инициативе Северо-Западного филиала Государственного центра современного искусства в партнерстве с творческим объединением кураторов «ТОК». Первый Кураторский форум включал в себя международный симпозиум «Процесс расширения границ современного искусства и кураторской профессии», портфолио-ревю и обширную программу Art Weekend для профессионалов и широкой зрительской аудитории — выставки, дискуссии, посещение мастерских. Ядро профессиональной программы было сформировано организаторами форума, а многочисленные события на 25 городских площадках были подготовлены кураторами и художниками петербургских галерей, музеев и самоорганизованных пространств. «Миссия Кураторского форума — создать платформу для дискуссий, налаживания контактов и инициирования новых проектов, в том числе и международных. События форума помогают делать более видимыми и доступными мастерские художников, независимые арт-пространства и галереи. Проект направлен на поддержку локальных инициатив в области современного искусства, расширение и вовлечение в актуальные культурные процессы самой широкой аудитории», — отмечает Наталья Хвоенкова, продюсер форума.


Свернуть


Фестиваль аудиовизуального искусства INTERVALS 2019. Нижний Новгород

Номинанты: Александр Истомин, Антон Колодяжный, Андрей Тубольцев, Ксения Чеховская, Денис Чучко

Место проведения: 12 городских площадок, Нижний Новгород

Даты проведения: 12.04.2019 — 15.04.2019

INTERVALS 2019 — международный фестиваль медиаискусства, который учредила студия dreamlaser. Фестиваль занимается продвижением и популяризацией искусства и новейших технологий, а также аккумуляцией историко-культурных пространств города средствами современного искусства. В 2019 году фестиваль впервые прошел в общегородском масштабе. Световые, кинетические, звуковые и видеоинсталляции были представлены на двенадцати городских площадках — как внутри зданий, так и на их фасадах. Фестиваль задействовал не только известные горожанам институции, но и заброшенные промышленные пространства, и уникальные памятники истории и архитектуры, выключенные из повседневной жизни города. Помимо значимости отдельных объектов, INTERVALS 2019 проявил разнообразие городских маршрутов, по которым зрители перемещались от одного художественного проекта к другому. Фестиваль сопровождала обширная музыкальная и образовательная программа — аудиовизуальные перформансы и концерты, лекции, artist talks, мастер-классы.


Свернуть


Выставка «Земля Музъем». Пермь

Номинанты: Кураторы: микро-арт-группа «Город Устинов» (Кирилл Агафонов, Наталья Передвигина)

Место проведения: Музей современного искусства ПЕРММ, Пермь

Даты проведения: 16.11.2019 — 19.01.2020

«Земля Музъем» — кураторский проект удмуртской микро-арт-группы «Город Устинов», реализованный в музее PERMM. Художественные практики «Города Устинова» связаны с созданием небольших произведений из найденных материалов и предметов, а также с исследованием и осмыслением локальных территорий. Выставка «Земля Музъем» была посвящена культурному ландшафту Удмуртии и включала в себя как объекты современного искусства, так и документацию деятельности разнообразных нехудожественных сообществ — от Центра современной драматургии и режиссуры в Ижевске до Народного музея исчезнувших деревень, созданного жителями деревни Сеп. Также в выставку вошли проекты, посвященные Перми, что проявило не только географическую, но культурную близость двух регионов. Использованному в названии слову «музъем» — «земля» по-удмуртски — художники «Города Устинова» дали три интерпретации: «почва», «территория» и «планета», определившие трехчастную структуру проекта. Выставка представляла собой открытую лабораторию, в процессе создания и работы которой принимали участие посетители музея.


Свернуть


Фестиваль современного искусства «48 часов Новосибирск». Новосибирск

Номинанты: Пер Брандт, Ангелина Бурлюк, Петр Жеребцов, Михаил Казанцев, Елена Носова, Мартин Штеффенс

Место проведения: Более 20 городских площадок, Новосибирск

Даты проведения: 13.09.2019 — 15.09.2019

«48 часов Новосибирск» — международный фестиваль, организованный кураторами новосибирского центра культуры «ЦК19», Гёте-Института в Новосибирске и фестиваля 48 Stunden Neukölln («48 часов Нойкёльн», Берлин). Художественные и музыкальные события, в которых участвовали свыше ста авторов из России и Германии, заполнили более двадцати площадок — галереи, мастерские художников, бары, метро и даже центральный рынок. Программа была сформирована с помощью open call и включала в себя выставки, перформансы, объекты и интервенции в городской среде, концерты, DJ-сеты и встречи с художниками. Таким образом фестиваль продемонстрировал многообразие художественной сцены Сибири в связке с международным контекстом. «20 лет назад фестиваль “48 часов Нойкёльн” зародился в конфликтном районе Берлина и стал подтверждением тому, как регулярное культурное событие, созданное местным сообществом, может изменить судьбу территории. Мы убеждены, что искусство способно демонстрировать не только само себя, но и вовлекать публику в критическую дискуссию о способах существования общества. Фестиваль “48 часов Новосибирск” задуман как открытая платформа специально для разноголосой художественной сцены и для тех, кто не знаком с современным искусством», — декларируют кураторы фестиваля.
В поддержку проекта был сделан сайт 48-hours-nsk.com.


Свернуть


Выставка «IN RESIDENCE». Из коллекции Центра современного искусства «Заря». Владивосток

Номинанты: Алиса Багдонайте, Андрей Василенко, Адель Ким

Место проведения: Центр современного искусства «Заря», Владивосток

Даты проведения: 02.03.2019 — 15.09.2019

Основное направление работы Центра современного искусства «Заря» во Владивостоке, открытого в 2014 году, было связано с международными арт-резиденциями. В течение пяти лет в «Заре» было реализовано более восьмидесяти художественных проектов, посвященных осмыслению местного геополитического, социального и культурного ландшафта. Часть созданных в арт-резиденции произведений вошли в коллекцию центра, которая была показана на выставке IN RESIDENCE. Выставка IN RESIDENCE представила разные подходы художников-резидентов к осмыслению Приморского края: от визуальных опытов и наблюдений за уникальным природным ландшафтом до работы с историей места и социальной реальностью. Объединение отдельных художественных высказываний в экспозиции позволило представить новый «портрет места», основанный на локальных исследованиях и пластических экспериментах.


Свернуть


Борис Гройс

Теоретик искусства, философ, публицист и куратор


Свернуть


Издательство Ad Marginem, его директор Александр Иванов и главный редактор Михаил Котомин


Свернуть