Шорт-лист в номинации «Новая генерация» – Премия Инновация 2021
Шорт-лист в номинации «Новая генерация»

Номинант: Елизавета Коновалова

Место проведения: Центр творческих индустрий «Фабрика», Москва

Даты проведения: 17.12.2020–17.01.2021

Елизавета Коновалова — художница, изучающая нетекстовые следы истории в пространстве. На выставках результаты ее исторических и антропологических исследований обычно принимают форму инсталляций.
В проекте «Свобода. 1919. 2020» художница обращается к барельефам с изображением статуи Свободы на ограде Большого Каменного моста в Москве. История их появления связана с монументом советской Конституции, установленным в 1919 году на Советской (сегодня — Тверской) площади в Москве. У основания 26-метрового обелиска стояла статуя Свободы, миниатюрная реплика которой была повторена в декоре ограды моста. Снесенный в 1941 году монумент был заменен на памятник Юрию Долгорукому, сохранившийся по сей день.
Инсталляция реконструирует утраченный монумент в его исходном масштабе, опираясь на архивные документы и фотографии, и предлагает новое прочтение этого образа: из-за регулярных поновлений краски исходные очертания фигурки исказились, и сама аллегория свободы, в гуще слоев и подтеков, унаследовала ее деформации, как будто адаптируясь к новой политической действительности.


Свернуть


Номинанты: Аут-группа «Муха»: Галина Зыбанова, Никита Кузнецов, Денис Новиков, Даниил Сайко, Елизавета Юданова

Место проведения: Штаб аут-группы «Муха», Самара

Даты проведения: 10.08.2020–16.08.2020

Аут-группа «Муха» — объединение художников и кураторов, образованное в Самаре в 2017 году. Основное направление своей деятельности участники формулируют как «создание ситуаций внутри городского и художественного сообщества для определения его локальной специфики. Форма высказывания — выработка альтернативных практик для исследования городского пространства как смыслосодержащей и смыслообразующей среды: от авторской мифологии до социальных инсталляций». Проект «Рынок идей», реализованный в рамках 2-й Самарской квартирной триеннале, авторы определяют как социальную инсталляцию и альтернативную модель экономического поведения для художников и зрителей. В рамках проекта зрители могли приобрести идею, заключив договор с художниками, и потом реализовать ее от их имени либо, оплатив номинальную стоимость, оставить ее для собственного пользования.
Например, в 500 рублей оценивалась идея №4 «Глубина над уровнем глаз» со сроком реализации в один год. Инструкция к идее гласила: «Художник находит приглянувшееся ему углубление фонтана и создает из него выставочное пространство. Заполнением могут быть картины, фотографии, инсталляции из водонапорных труб внутри фонтана, перформанс и прочие действия. Ключ к пониманию идеи — само говорящее пространство».

В рамках 2-й Самарской квартирной триеннале.


Свернуть


Номинант: Данила Ткаченко

Место проведения: Спортивно-развлекательный комплекс «Арена», Норильск

Даты проведения: 14.02.2020–18.02.2020

Данила Ткаченко — художник, фотограф, автор фотографических проектов, посвященных социально-культурному наследию, исторической памяти и концептуальному осмыслению российских ландшафтов с присущей им эстетикой руин и состоянием упадка и забвения.
Для проекта «Планетарий» Ткаченко создал серию из девяти фотографий заброшенных городов Крайнего Севера: пустынные снежные пейзажи и опустевшие дома, в окнах которых по воле художника ненадолго вновь появился свет.
«Советский Союз, — комментирует свой проект Данила Ткаченко, — был одним из ярких примеров внутренней колонизации, где практиковалось насильственное переселение целых народов в далекие и ранее незаселенные земли. Советская утопия, обещавшая социальную справедливость и счастливую жизнь, стремилась далеко за пределы освоенного пространства — на Дальний Север, в космос. Масштабные проекты по освоению Cевера в большинстве случаев оказались ненужными, оставив после себя травматические следы — заброшенные города. Эти города, созданные тоталитарной волей и потребностью режима в ресурсах, строились руками заключенных в условиях вечной мерзлоты».


Свернуть


Номинант: Никита Селезнёв

Место проведения: MYTH Gallery, Санкт-Петербург

Даты проведения: 30.01.2020–03.06.2020

Никита Селезнев — мультимедиа художник, создающий скульптуры и скульптурные инсталляции. В своих произведениях он сочетает разные материалы — глину, бетон, текстиль, пластик, металл, — и комбинирует предметы, сделанные вручную или с помощью 3D-печати, со звуком и видео. Многообразие пластических экспериментов художник сочетает с тонкой рефлексией над xсостоянием современного мира.
Проект «Карате-поэзия» откликается на специфику интернет-языка, основанного на референсах и отсылках. «Чтобы интернет был возможен, — пишет куратор Анна Заведий, — всё визуальное проходит через абстракцию языка, то есть всё, что в нем есть, должно быть описано словами: “На данном изображении может находиться 1 человек, стоит и текст” (цитата с pinterest.com). Таким образом визуальное содержание сайтов становится описанием самого же себя в бесконечных вариациях, с повторениями и ссылками. Когда пользователь листает ленту новостей, его преследует мысль: “Я уже это видел”. <…> В проекте “Карате-поэзия” повторение присутствует как метод: например, мы видим текст на сигарете на фотографии, он же существует в форме своего перевода, и затем появляется в видео».


Свернуть


Номинант: Евгения Ржезникова

Место проведения: Музей Москвы

Даты проведения: 23.09.2020–25.09.2020

Евгения Ржезникова — художница, работающая на стыке современного искусства и театра, автор инсталляций и перформансов.
«Мертвые души. Картотека ландшафтов Российской империи» — интерактивная мультимедийная инсталляция, созданная по мотивам произведения Николая Гоголя. Зрителю предлагается прочитать в микрофон отрывок из «Мертвых душ». Звук голоса запускает видеоинсталляцию, представляющую сконструированные на основе старых фотографий образы «мертвых душ». Специальная система программирования позволяла зрителю влиять на качество воспроизведения видео, а также с помощью голоса вызывать дополнительные изображения.
«“Мертвые души” Гоголя часто называют “русской Одиссеей”, — комментирует художница. — Описывая путешествие Чичикова, Гоголь создает парадоксальный, сложный, густонаселенный ландшафт России. Создание гоголевского ландшафта, этого общего пейзажа-портрета России, и стало для меня главной задачей в этой работе. Я начала смотреть фотоархивы, размышляя над тем, какими именно были “мертвые души”. Мне показалось интересным расширить время и географию этой одиссеи, показать не только Малороссию середины века, описанную Гоголем, но и двинуться дальше, на восток, — до Сахалина, до самых границ империи конца XIX века».


Свернуть