Шорт-лист в номинации «Образовательный проект» – Премия Инновация 2021
Шорт-лист в номинации «Образовательный проект»

Номинанты: Александра Бубнова, Никита Гойнов, Пётр Стабровский, Анастасия Шипицина

Место проведения: Музей современного искусства PERMM, Пермь

Даты проведения: 21.10.2020–31.01.2021

В среде школьного образования в городе Пермь есть уникальная институция — общеобразовательная школа «Точка», где, помимо преподавания основных предметов, ведется профильное обучение по направлению «Дизайн». Среди преподавателей «Точки» — ведущие художники и дизайнеры города.
В 2020 году музей PERMM решил рассказать о «Точке» широкой зрительской аудитории и инициировать дискуссию о взаимосвязи образования, дизайна и искусства. Название проекта «ИДИ» — это и аббревиатура (искусство и дизайн), и призыв к действию, приглашение в музей. Проект состоял из выставочной и образовательной частей. На выставке были представлены работы разных лет, созданные учениками и преподавателями школы. Дизайн экспозиции был разработан преподавателем школы Никитой Гойновым.
Образовательное направление, ввиду пандемии реализовывавшееся в онлайн-формате, включало в себя виртуальные экскурсии по выставке, цикл «Дизайн-четверги» — встречи с художниками и дизайнерами, а также масштабный семинар «Дизайн-мышление и арт-практики в современном образовании», адресованный педагогам разных профилей и всем заинтересованным зрителям.


Свернуть


Номинанты: Дарья Дмитриева, Валерия Земскова

Место проведения: Фонд культурных проектов «Четверг», Москва

Даты проведения: 2020

Школа волонтерства — программа, подготовленная Фондом культурных проектов «Четверг» для всех желающих погрузиться в художественную среду и культурное проектирование, а также стать опытными волонтерами. Программа включает в себя теоретические и практические занятия: полевые исследования культурных событий, онлайн-лекции, мастер-классы, а главное — стажировки в ключевых московских институциях и независимых проектах, среди которых Электротеатр Станиславский, объединение «Выставочные залы Москвы», галерея «Электрозавод», независимый проект Young Russian Artists и другие. На базе школы действует «Волонтерский коворкинг», благодаря которому волонтеры могут дистанционно принять участие в проектах культурных институций из других городов России.
«В российском культурном поле существует проблема сломанной шеринг-экономики, — комментирует проект Валерия Земскова для интернет-издания “Мел”, — волонтер отдает свое время и надеется получить взамен позитивный опыт, но сталкивается с институциями, которые существуют в строго капиталистической логике. Они готовы пользоваться бесплатным трудом, но плохо понимают, что могут дать взамен. Задача Школы как посредника — наладить этот “шеринг”».


Свернуть


Номинант: Евгения Чайка

Место проведения: Онлайн

Даты проведения: 04.03.2020–21.01.2021

«Арт-платформа» — это образовательный проект, основанный на горизонтальной коммуникации между художниками, критиками и кураторами. В беседах об искусстве и в процессе создания текстов приняли участие авторы из разных городов Урала, а также их коллеги из Нидерландов, Франции, Швейцарии и Швеции. В проекте применялись такие форматы, как дискуссии и zoom-встречи с зарубежными тьюторами, посещения мастерских и интервью с художниками, упражнения на письмо, групповой анализ текстов об искусстве и разбор ошибок. Результатом проекта стали статьи об уральских художниках, написанные участниками и преподавателями проекта.
Они были опубликованы на русском и английском языках на сайте проекта uralartplatform.ru и частично использованы в печатных зинах об уральских художниках. В поддержку проекта в Екатеринбурге была сделана уличная выставка, демонстрирующая фрагменты созданных текстов, и проведена публичная презентация итогов в Ельцин Центре.


Свернуть


Номинанты: Виктория Гопка, Анна Каплан, Григорий Киргизов, София Осбанова

Место проведения: Онлайн и Университет ИТМО, Санкт-Петербург

Даты проведения: 21.11.2020–12.12.2020

«Заземление» — художественно-образовательный проект, прошедший в Санкт-Петербурге и созданный в партнерстве с Центром Art&Science Университета ИТМО и Центральным музеем почвоведения им. В. В. Докучаева. Проект направлен на развитие междисциплинарного взаимодействия между художниками, философами, учеными и обществом на основе публичных дискуссий, лабораторных и художественных практик, исследующих различные аспекты почвы.
Образовательная часть, озаглавленная «Под асфальтом — не пляж», — оммаж ситуационистскому лозунгу «Под мостовой — пляж!» — состояла из одноименной конференции, симпозиума «Заземляя art&science», а также серии лекций и ридинг-групп. Среди спикеров были ученые, философы, кураторы и художники.
«Заземление — это перефокусировка взгляда, — сообщается на официальном сайте проекта, — поиск новой связи с тем, что находится под нашими ногами.
Заземление — это нейтрализация разрушительного потенциала технологий, их перенапряжения от ускоряющейся гонки роста. Синтез природного и технологического — это не фантазия о будущем, а данность настоящего. Вместе с тем это и ответственность за взращивание симбиотехнических всходов в противовес разрушительной конкуренции созданного человеком и сотворенного природой».


Свернуть


Номинант: Александр Буренков

Место проведения: blizhe.education

Даты проведения: С 15.06.2020

Онлайн-платформа «Ближе» — новый образовательный ресурс, инициированный фондом Cosmoscow при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Платформа направлена на тестирование возможностей дистанционного обучения современному искусству и поддержку экспериментальных форм онлайн-обучения — вебинары, подкасты, онлайн-воркшопы, виртуальные конференции, перформативные лекции. Авторы образовательных программ — 15 российских художников и творческих объединений, отобранных по результатам открытого конкурса.
Одной из важнейших функций платформы «Ближе» стала поддержка оставшихся без работы в условиях пандемии коронавируса художников и кураторов, предоставление им площадки для заработка и творческого развития. При этом для пользователей все курсы были и остаются бесплатными.
«Платформа “Ближе”, — сообщается в описании проекта, — станет полигоном для тестирования возможностей экспериментального дистанционного обучения силами российских художников, использующих в своей практике экспериментальные образовательные форматы и движимых искренним интересом к новейшим научным достижениям и технологиям, инновационным образовательным моделям, темам и исследовательским методам, демонстрируя широкий спектр уровней соучастия, которые возможны в художественных и педагогических проектах для разных аудиторий».


Свернуть