Шорт-лист в номинации «Проект года» – Премия Инновация 2021
Шорт-лист в номинации «Проект года»

Номинанты: кураторы – Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано

Место проведения: Музей современного искусства «Гараж», Москва

Даты проведения: 31.01.2020–09.08.2020

Выставка «Мы храним наши белые сны» — результат масштабного исследования, посвященного жизни, творчеству и личной трагедии людей, чьи авторские поиски были тесно связаны с мистическими практиками, «сверхчувственным» познанием мира, тайным знанием, закрытыми сообществами и часто исходом на советский Восток в поисках истины и лучшей доли.
Экспозиция, объединившая более 150 произведений искусства, различных артефактов и архивных свидетельств, представляла подробно документированный рассказ о практиках людей, состоявших в тайных обществах и закрытых кружках либо разрабатывавших свои индивидуальные творческие проекты, вдохновленные фантазийными и эзотерическими поисками. Механика сохранения и распространения «тайного знания» определила структуру выставки, которая развивалась в символическом повторяющемся цикле «расцвет — изгнание»: от многообразия эзотерических практик в дореволюционную эпоху до ссылок и расстрелов 1930–1940-х, от духовного возрождения на советском Востоке в 1920-е до последовавших за ним арестов и преследований.


Свернуть


Номинанты: куратор – Юлия Аксёнова; координатор – Елизавета Павлычева; продюсер – Анна Ялова

Место проведения: ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург

Даты проведения: 14.02.2020–29.03.2020

Выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» была посвящена кинетизму — значимому художественному направлению 1960–1970-х, недостаточно осмысленному в современном российском искусствознании. Проект представил широкую панораму развития отечественного кинетизма и проявил его связь с авангардистскими экспериментами начала XX века и актуальными художественными практиками.
В четыре раздела — «Лаборатория зрения», «Лаборатория искусствометрии», «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии» — вошли работы более ста художников и творческих коллективов. Экспозиция включала в себя всё разнообразие форм и жанров кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографии, фильмы, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты, а также произведения художников русского авангарда и современных авторов — всего более 400 экспонатов из музейных собраний и частных коллекций.


Свернуть


Номинант: куратор – Анна Наринская

Место проведения: Галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка», Москва

Даты проведения: 15.09.2020–11.10.2020

«Что такое советский еврей? Или хотя бы, где конкретно его можно обнаружить?» — задается вопросом Анна Наринская, куратор проекта «Найди еврея. 3D-повесть».
Проект посвящен истории советского антисемитизма, прочно вошедшего в социальную и культурную жизнь советского общества в 1930-е. Годы советской власти сделали «еврейское» неуловимым и неопределимым: официальные власти доходили до параноидального выискивания шестиконечных звезд в учебниках по начертательной геометрии, узорах ситца и бумажных обоев, а еврейские писатели, поэты, композиторы и кинематографисты маскировали отсылки к еврейской культуре и религии, используя неочевидные для цензоров аллюзии и заимствования. Такая «контрабанда» еврейской культуры оставила значительный след во вполне официальной советской культуре — от любимых миллионами песен, детских мультфильмов и кинофильмов до «высокой» прозы и поэзии, симфонической музыки и живописи.
Основу экспозиции составил текст Анны Наринской, посвященный пониманию «еврейского». Выставка-книга делится на шесть комнат-глав, где в декорациях-текстах Наринской демонстрируются фотографии и полиграфические материалы, а также видео, в которых Лев Рубинштейн, Александр Гельман, Людмила Улицкая и многие другие делятся историями и воспоминаниями.


Свернуть


Номинанты: художники – Шифра Каждан, Лёша Лобанов, Ксения Перетрухина; саунд-дизайн – Алексей Наджаров; композитор – Алексей Сюмак; перформер, вокал – Ольга Власова; перформер, фортепиано – Наталья Соколовская; свет – Елена Перельман; продюсер – Александра Мун

Место проведения: Боярские палаты Союза театральных деятелей России, Москва

Даты проведения: 16.10.2020–17.10.2020

Проект «Университет птиц» — реакция на изоляцию и замедление мира на фоне пандемии коронавируса в 2020 году, когда многие люди обнаружили у себя новые «способности», например, интерес к наблюдению за птицами. Авторы проекта — творческое объединение «Театр Взаимных Действий» — известны своими мультидисциплинарными подходами и методиками вовлечения зрителей. В «Университете птиц» зрители также становились активными участниками процесса: им предлагалось принять участие в литургии по исчезнувшим видам птиц, посетить урок птичьего языка, поддержать на худсовете новое искусство за равноправие птиц и людей и, главное, примерить крылья и полетать.
«Воплощение полета и свободы, — говорят авторы о своем проекте, — птицы продолжают считаться примитивными существами. На полях упомянутых “икон” изображена жизнь и смерть вымерших видов птиц, истребленных в XVII веке и позже. На школьных столах изображена наивная инфографика с различными фактами из истории птиц. Урок птичьего языка, история геноцида воробьев в Китае и пантеон вымерших видов выступают как метафорическое отражение человеческого мира». Проект осуществлен при поддержке Союза театральных деятелей России и фестиваля «Территория».


Свернуть


Номинанты: художественный руководитель и автор идеи – Ян Гинзбург; куратор – Дмитрий Хворостов

Место проведения: Центр Вознесенского, Москва

Даты проведения: 21.10.2020–14.03.2021

Художник Ян Гинзбург и куратор Дмитрий Хворостов предложили 17 молодым авторам сделать вольные реконструкции произведений из проекта «Закрытая рыбная выставка» (1990) художников-концептуалистов Елены Елагиной и Игоря Макаревича.
«Закрытая рыбная выставка» стала первым совместным высказыванием дуэта Елагиной и Макаревича. Проект был основан на материалах каталога «Закрытой выставки» (1935), не содержавшего ни одной иллюстрации, — опираясь на текст и список экспонатов, художники восстанавливали возможный облик описанных в нем работ.
Экспозиция была дополнена архивными материалами из истории «Рыбных выставок» и воссозданным в художественной форме архивом «Закрытой выставки» 1935 года, посвященной поездке советских художников на рыбные промыслы в Астрахань.


Свернуть