Шорт-лист в номинации «Куратор года» премии «Инновация-2020» – Архив – Премия Инновация 2021
КАЛЕНДАРЬ
НОМИНАНТЫ 2021
КОНТАКТЫ
Шорт-лист в номинации «Куратор года» премии «Инновация-2020»

Место проведения: Московский музей современного искусства, Москва

Даты проведения: 22.10.2019 — 17.11.2019

«Человек размером с дом» — выставка памяти режиссера, актера и педагога Дмитрия Брусникина (1957–2018), организованная Московским музеем современного искусства, Международным фестивалем-школой современного искусства «Территория» и Мастерской Брусникина. Куратором проекта выступила художница Ксения Перетрухина, творческая карьера которой тесно связана с театром. Экспозиция представляла собой символическое тело Брусникина — знаковой фигуры для отечественного театра, основоположника собственной школы, ставшей одним из ярчайших театральных явлений последних десятилетий. Цитаты, биографические факты, объекты, личные вещи, аудио- и видеозаписи поддерживали пространство свободы и коммуникации, которое создал вокруг себя режиссер при жизни. Во время работы выставки в залах проходили многочисленные театральные читки, репетиции, постановки, перформансы и творческие лаборатории — образ Брусникина не был статичным, а постоянно изменялся и дополнялся при участии его учеников, коллег и зрителей.


Свернуть


Место проведения: Музей Вадима Сидура, Москва

Даты проведения: 15.11.2019 — 19.01.2020

Выставка «Самая счастливая осень» была подготовлена к тридцатилетию музея скульптора Вадима Сидура (1924–1986). Куратор Ярослав Алешин, руководивший музеем в 2015–2019 годах, выбрал в качестве лейтмотива выставки образ надгробия. В советское время Сидур был практически лишен возможности публично демонстрировать свои произведения, поэтому оформление могил стало для него одним из немногих источников дохода и доступной формой работы в общественном пространстве. Мемориальное наследие Сидура было предложено в качестве предмета исследования и интерпретации художникам Владиславу Ефимову, Михаилу Максимову и Юрию Пальмину, композитору Владимиру Горлинскому и историку Анне Котоминой, создавшим для музея новые произведения. Экспозиция была дополнена документальными материалами, отражающими хронику жизни скульптора и историю развития музея. Название «Самая счастливая осень» заимствовано из одноименного сборника стихов Вадима Сидура, над которым он работал до конца жизни. Сборник был опубликован в 1990 году, вскоре после открытия музея.


Свернуть


Место проведения: Галерея «Виктория», Самара

Даты проведения: 06.03.2019 — 28.04.2019

Выставка «Для себя и для них», подготовленная куратором галереи «Виктория» Сергеем Баландиным, обнажала феномен «двойной жизни» ведущих неофициальных художников 1960–1970-х годов — Эрика Булатова, Олега Васильева, Виктора Пивоварова, Юрия Соболева и других. Илья Кабаков писал, что вся работа художников его круга делилась на «для себя» и «для них», ту, в которой автор искал и выражал себя, и ту, которая была нужна для выживания. Вместе с тем в заказных работах — например, в оформлении изданий и иллюстрациях — обнаруживались следы поисков и экспериментов «для себя». На выставке были представлены графические и живописные работы, книги и анимационные фильмы, разделенные на тематические блоки в соответствии со спецификой работы отдельных авторов. Экспонаты были предоставлены крупнейшими собраниями — Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля, Государственным центральным музеем кино, Московским музеем современного искусства, Самарской областной универсальной научной библиотекой — и частными коллекционерами.


Свернуть


Место проведения: Московский музей современного искусства, Москва

Даты проведения: 01.05.2019 — 23.06.2019

Проект «Преодоление искусства» является второй частью выставочной дилогии, посвященной переосмыслению событий мая 1968 года в Париже. Ее автор — художница и теоретик Наталья Смолянская, исследователь философии и эпистемологии искусства, проблематики авангарда и институциональной критики. Под слоганом Ги Дебора «Преодоление искусства» на выставке были представлены знаковые для истории современного искусства журналы, издания и афиши, интерактивные инсталляции Ивараля и Хулио Ле Парка, а также работы Даниеля Бюрена, Жиля Вольмана, Исидора Изу и Жерара Фроманже, ранее не выставлявшиеся в России. Сохраняя фокус на 1968 годе, проект также охватывал творческие практики 1950-х и 1970-х подвергавших критике привычное понимание искусства. Произведения были предъявлены зрителю не как автономные художественные высказывания или «архив эпохи», но как очевидцы и соучастники политических событий.


Свернуть


Место проведения: Екатеринбург

Даты проведения: 2019

Проект «Идеальная выставка» — выставка-фантом, физически не существовавшая, но проявлявшая свое существование в разных пространствах. Ее автор Светлана Усольцева известна прежде всего как институциональный куратор. На протяжении тринадцати лет работы в филиале Государственного центра современного искусства в Екатеринбурге Усольцева сделала множество проектов — тематических выставок, кураторских исследований и арт-резиденций. «Идеальная выставка» построена на оппозиции к прошлым выставочным практикам и вместе с тем отражает внутреннее стремление автора сделать безупречное кураторское высказывание. Достижение абсолютного идеала невозможно, а стремление к нему непрерывно и бесконечно. Отказавшись от устоявшихся приемов построения исследования, коммуникации и экспозиции, Усольцева вывела на первый план процесс вечного поиска. Публикации в телеграм-канале, опросы и интервью, размещение вывесок и указателей, якобы обозначающих путь к идеальной выставке, обнажают многообразие маленьких событий, наполняющих повседневную жизнь куратора, пытающегося создать образцовый проект.


Свернуть